Каждый бизнес рано или поздно нуждается в оценке. Это может быть связано с абсолютно разными причинами: от позиционирования себя в различных рейтингах до предоставления информации потенциальному покупателю. Сам процесс оценивания бизнеса имеет множество сложностей. Так, например, довольно тяжело оценить интеллектуальные ресурсы, патенты, деловую репутацию или авторские права. Однако у профессионалов данной сферы имеется множество методов научного подхода, позволяющих с максимальной точностью произвести оценку той или иной компании.
Всего существует 3 типа подхода к оцениванию:
Доходный подход.
Здесь за основной объект изучения берутся все доходы бизнеса. Эксперт считает как доход текущий, так и потенциальный, в будущем. Данный способ чаще всего применяется при продаже бизнеса или наоборот, вовлечению новых инвестиций и технологий. Заинтересованным во вложении средств людям будет намного легче принять взвешенное решение, если им будет предоставлена вся информация о доходах.
При доходном подходе используется сразу несколько методов:
Затратный подход.
Компанию в данном случае изучают с точки зрения всех её трат. Эксперты поначалу вычисляют стоимость каждого конкретного актива бизнеса, а затем уже из полученной суммы вычитают величину его обязательств. Подобный способ эффективен в тех случаях, когда бизнес не имеет стабильных доходов или же находится на грани банкротства. Затратный подход включает в себя несколько методов:
Сравнительный подход.
Расчёты экспертов при сравнительном подходе во многом ориентируются на аналогичные объекту изучения бизнесам. При этом достоверность полученных данных напрямую зависит от верности информации, заявленной конкурентами. Такой метод не всегда бывает эффективен, поскольку довольно тяжело найти хотя бы 2 одинаковые компании.
Применяемые методы:
Стоит упомянуть и о преимуществах каждого из вышеперечисленных подходов. Так, доходный позволяет заглянуть немного в будущее и вычислить потенциал компании. Затратный подход благодаря своим методам наиболее точен. Сравнительный же предоставляет информацию с учетом рыночной ситуации в той или иной сфере.